Философия массажа!

Философия массажа!


В основе искусства массажа корениться желание дарить людям исцеление, чувство комфорта и душевного спокоствия! Но именно теоретическая база, или философия, массажа делает его научно обоснованным методом лечения. Философией называют совокупность представлений или ценностей, лежащих в основе действий или поведения некоего индивида или группы. Отдельные лица, группы и культуры, стоявшие у истоков целительского искусства,сформировали сферу его приложения и миссию, а следовательно, и предопределили его философию.
Исторические корни массажа лежат в шаманских и религиозных культах, служивших основой древнейших целительных практик. Древние целители использовали «массаж «, или наложение рук, как элемент своих магических ритуалов для изгнания демонов — они растирали тело больного от туловища к конечностям и далее до кончиков пальцев рук и ног.
С физическими практиками масажа тесно переплетается космологическая и метафизическая философия, которую следует отличать от материалистических размышлений о медицине, берущих начало в древнегреческой философии. Шаманские и культовые целительские практики были тесно связаны с мистическими и религиозными ритуалами. В Древнем Китае формирование космологической картины духовного мира привело к фррмированию концепции Дао, в котором соединяются два начала — инь и янь. Древние китайцы называли массаж «мошу» или «растирание кистями рук». В качестве одной из составляющих этого целительского искусства была разработана техника «амма», что означает «надавливать и растирать» , которая упоминается и в древнем тексте «Кунфу Дао -цзы», составленном около 5000 года до н.э. Эту дату можно считать отправной точкой возникновения шведского массажа.
Древние индийцы, подобно китайцам, основывали свои целительские практики на классическом индийском мистическом тексте «Аюрведа». В аюрведичсекой философии подчеркивается триединство тела, разума и духовного сознания как основы исцеления. Неотъемлемой составляющей аюрведических целительныхпрактик был и отсается массаж.
Философская традиция Гиппократа нашла свое продолжение в работах двух великих римских врачей — Цельса и Галена. Кроме того, Гален применил к естественной философии оздоровления центральные положения Аристотеля (384 — 322 гг.до н.э) и первым провозгласил принцип витализма. Согласно философии витализма, тело любого живого организма ронизано «витальным духами» .
Принцип витализма в современном варианте был вновь выдвинут в 18 столетии, когда Иоган Фридрих Блюменбах (1752 — 1840) предположил, что в каждом живом существе заложен «вражденный импульс к саморазвитию». Согласно принципу витализма, феномен жизни невозможно объяснить исключительно с точки зрения физических и химических сил. Витализ утверждает что существует третья самостоятельная и независимая от них «жизненная сила», без обращения к которой жизнь не поддается объяснению. Жизнедеятельность организма и его функции зависят от жизненной силы, которая составляет часть любых физических процессов. Виталисты начала 18 века считали, что жизненная сила служит источником не только самой жизни, но также определяет здоровье организма и возможности его исцеления. Наука последующих веков — 19 и 20 — все больше полагалась на количественные показатели; началась эпоха, которая превыше всего ценила объективные измерения. В этот период происходит бурный рост электрических и механических разновидностей терапии, который привел к упадку массажа как метода лечения, но также и к отказу от концепции «витальной»энергии. «Врачи — ученые начала 20 века пытались объяснить феномен жизни и лечить болезни с помощью достижений биологических наук, тем самым дескредитировав витализм. Однако конец 20 столетия стал временем возрождения массажной терапии и лежащей в ее основе виталистической философии. Центральное положение современного витализма гласит, что жизнь поддерживают благотворные источники позитивной энергии, а живые организмы обладают способностью к саморегуляции, не позволяющей чрезмерно преобладать ни созидательным, не разрушительным силам. Этот гомеостатический баланс зависит от потока «жизненной силы» — ци (Китай), ки (Япония), или праны (Индия) — постоянно восстанавливая равновесие в организме.
Возникновение современной теории гомеостаза, или физиологической адаптации, связано с именем французского ученого Клода Бернара (1813 — 1878), который утверждал, что жидкости и клетки в организме высших животных и человека сохраняют свой постоянный состав, несмотря на многочисленные изменения, происходящие во внешней среде.
Всвоей книге » Мудрость тела» американский физиолог Уолтер Кэннон (1871 — 1945) (Walter B. Cannon, The Wisdom of the Body) впервые употребил термин гомеостаз, означающий, что что при нормальных условиях человеческий организм способен поддерживать свои внутренние процессы в состояние равновесия, постоянно компенсируя нарушающие этот баланс воздействия со стороны внешних сил. Концепция гомеостаза служит основополагающей предпосылкой витализма,посколько прдполагает как осознание, так и способность адекватно реагировать на изменения внешней и внутренней среды. При этом механизмы гомеостаза у людей включают способность к самосознаию и саморегуляции.
Массаж как йелительское искусство и исторически лежащая в его основе философия витализма в конце 20 столетия завоевывали все больший авторитет среди западных учений, свидетельством чему явилось публикация ряда новаторских теорий и разработок. Появление работ известного антрополога Эшли Монтегю «Прикрснрвение» и микробиолога Рене Дюбо «Бог внутри нас» ознаменовало философский синтез официальной механической науки с виталистическими в ее основе целительскими искусствами.
Сегодня принцип витализма базируется на холистической концепции, которая гласит, что человеческий организм как целое представляет собой нечто большее, нежели совокупность его частей. Согласно базовой предпосылке современного витализма, существует разумная сила, отличная от любых физических и химических сил, созидающая и поддерживающая все живые организмы.
Витализм 21 столетия утверждает, что все формы жизни стремяться к самоопределению и саморазвитию. Согласно этой концепйии, организм наделен внутренним, или врожденным, разумом, который оживляет, стимулирует, координирует, исцеляет и вдохновляет все живые существа, а заложенная в каждом из нас внутренняя мудрость направляет нас на путь исцеления.
С точки зрения современного витализма исцеление рассматривается как процесс индивидуальной эволюции, роста, саморазвития и самораскрытия. По мере того как индивид исцеляется как целостная сущность, взаимодействие между его телом, сознанием и духом становится все более тесным. Подлинное исцеление дает человеку возможность увидеть себя яснее и осознаннее, а значит, и войти в более глубокий контакт с самим собой на физическом, психическом, эмоциональном и духовном уровне.
Эта внутренняя сила и способность организма к самоисцелению известна под разными названиями в восточных и западных естественных философиях. В различных разновидностях мануальной терапии ее называют врожденным разумом, в традиционной китайской медицине она носит название ци или чи, а в аюрведической медицине прана. Таким образом, виталистическая теория массажа объединяет его с самыми различными лечебными дисципоинами, начиная от акупунктуры и заканчивая йогой.
Подводя итоги, можно сказать, что как древние учения, так и современные межкультурные и междисциплинарные теории констатируют существование универсальной дизненной силы, наделенной внутренним разумом, которая одивляет все живое и управляет функционированием нашего тела, сознания и духа. Эти положения современной мысли составляют основу философии массажа, подтверждая его значимое место в истории и современном состоянии целительских искусств.

Обсуждение закрыто.