Просмотрено
Месяц: Февраль 2018

Философия массажа!

Философия массажа!


В основе искусства массажа корениться желание дарить людям исцеление, чувство комфорта и душевного спокоствия! Но именно теоретическая база, или философия, массажа делает его научно обоснованным методом лечения. Философией называют совокупность представлений или ценностей, лежащих в основе действий или поведения некоего индивида или группы. Отдельные лица, группы и культуры, стоявшие у истоков целительского искусства,сформировали сферу его приложения и миссию, а следовательно, и предопределили его философию.
Исторические корни массажа лежат в шаманских и религиозных культах, служивших основой древнейших целительных практик. Древние целители использовали «массаж «, или наложение рук, как элемент своих магических ритуалов для изгнания демонов — они растирали тело больного от туловища к конечностям и далее до кончиков пальцев рук и ног.
С физическими практиками масажа тесно переплетается космологическая и метафизическая философия, которую следует отличать от материалистических размышлений о медицине, берущих начало в древнегреческой философии. Шаманские и культовые целительские практики были тесно связаны с мистическими и религиозными ритуалами. В Древнем Китае формирование космологической картины духовного мира привело к фррмированию концепции Дао, в котором соединяются два начала — инь и янь. Древние китайцы называли массаж «мошу» или «растирание кистями рук». В качестве одной из составляющих этого целительского искусства была разработана техника «амма», что означает «надавливать и растирать» , которая упоминается и в древнем тексте «Кунфу Дао -цзы», составленном около 5000 года до н.э. Эту дату можно считать отправной точкой возникновения шведского массажа.
Древние индийцы, подобно китайцам, основывали свои целительские практики на классическом индийском мистическом тексте «Аюрведа». В аюрведичсекой философии подчеркивается триединство тела, разума и духовного сознания как основы исцеления. Неотъемлемой составляющей аюрведических целительныхпрактик был и отсается массаж.
Философская традиция Гиппократа нашла свое продолжение в работах двух великих римских врачей — Цельса и Галена. Кроме того, Гален применил к естественной философии оздоровления центральные положения Аристотеля (384 — 322 гг.до н.э) и первым провозгласил принцип витализма. Согласно философии витализма, тело любого живого организма ронизано «витальным духами» .
Принцип витализма в современном варианте был вновь выдвинут в 18 столетии, когда Иоган Фридрих Блюменбах (1752 — 1840) предположил, что в каждом живом существе заложен «вражденный импульс к саморазвитию». Согласно принципу витализма, феномен жизни невозможно объяснить исключительно с точки зрения физических и химических сил. Витализ утверждает что существует третья самостоятельная и независимая от них «жизненная сила», без обращения к которой жизнь не поддается объяснению. Жизнедеятельность организма и его функции зависят от жизненной силы, которая составляет часть любых физических процессов. Виталисты начала 18 века считали, что жизненная сила служит источником не только самой жизни, но также определяет здоровье организма и возможности его исцеления. Наука последующих веков — 19 и 20 — все больше полагалась на количественные показатели; началась эпоха, которая превыше всего ценила объективные измерения. В этот период происходит бурный рост электрических и механических разновидностей терапии, который привел к упадку массажа как метода лечения, но также и к отказу от концепции «витальной»энергии. «Врачи — ученые начала 20 века пытались объяснить феномен жизни и лечить болезни с помощью достижений биологических наук, тем самым дескредитировав витализм. Однако конец 20 столетия стал временем возрождения массажной терапии и лежащей в ее основе виталистической философии. Центральное положение современного витализма гласит, что жизнь поддерживают благотворные источники позитивной энергии, а живые организмы обладают способностью к саморегуляции, не позволяющей чрезмерно преобладать ни созидательным, не разрушительным силам. Этот гомеостатический баланс зависит от потока «жизненной силы» — ци (Китай), ки (Япония), или праны (Индия) — постоянно восстанавливая равновесие в организме.
Возникновение современной теории гомеостаза, или физиологической адаптации, связано с именем французского ученого Клода Бернара (1813 — 1878), который утверждал, что жидкости и клетки в организме высших животных и человека сохраняют свой постоянный состав, несмотря на многочисленные изменения, происходящие во внешней среде.
Всвоей книге » Мудрость тела» американский физиолог Уолтер Кэннон (1871 — 1945) (Walter B. Cannon, The Wisdom of the Body) впервые употребил термин гомеостаз, означающий, что что при нормальных условиях человеческий организм способен поддерживать свои внутренние процессы в состояние равновесия, постоянно компенсируя нарушающие этот баланс воздействия со стороны внешних сил. Концепция гомеостаза служит основополагающей предпосылкой витализма,посколько прдполагает как осознание, так и способность адекватно реагировать на изменения внешней и внутренней среды. При этом механизмы гомеостаза у людей включают способность к самосознаию и саморегуляции.
Массаж как йелительское искусство и исторически лежащая в его основе философия витализма в конце 20 столетия завоевывали все больший авторитет среди западных учений, свидетельством чему явилось публикация ряда новаторских теорий и разработок. Появление работ известного антрополога Эшли Монтегю «Прикрснрвение» и микробиолога Рене Дюбо «Бог внутри нас» ознаменовало философский синтез официальной механической науки с виталистическими в ее основе целительскими искусствами.
Сегодня принцип витализма базируется на холистической концепции, которая гласит, что человеческий организм как целое представляет собой нечто большее, нежели совокупность его частей. Согласно базовой предпосылке современного витализма, существует разумная сила, отличная от любых физических и химических сил, созидающая и поддерживающая все живые организмы.
Витализм 21 столетия утверждает, что все формы жизни стремяться к самоопределению и саморазвитию. Согласно этой концепйии, организм наделен внутренним, или врожденным, разумом, который оживляет, стимулирует, координирует, исцеляет и вдохновляет все живые существа, а заложенная в каждом из нас внутренняя мудрость направляет нас на путь исцеления.
С точки зрения современного витализма исцеление рассматривается как процесс индивидуальной эволюции, роста, саморазвития и самораскрытия. По мере того как индивид исцеляется как целостная сущность, взаимодействие между его телом, сознанием и духом становится все более тесным. Подлинное исцеление дает человеку возможность увидеть себя яснее и осознаннее, а значит, и войти в более глубокий контакт с самим собой на физическом, психическом, эмоциональном и духовном уровне.
Эта внутренняя сила и способность организма к самоисцелению известна под разными названиями в восточных и западных естественных философиях. В различных разновидностях мануальной терапии ее называют врожденным разумом, в традиционной китайской медицине она носит название ци или чи, а в аюрведической медицине прана. Таким образом, виталистическая теория массажа объединяет его с самыми различными лечебными дисципоинами, начиная от акупунктуры и заканчивая йогой.
Подводя итоги, можно сказать, что как древние учения, так и современные межкультурные и междисциплинарные теории констатируют существование универсальной дизненной силы, наделенной внутренним разумом, которая одивляет все живое и управляет функционированием нашего тела, сознания и духа. Эти положения современной мысли составляют основу философии массажа, подтверждая его значимое место в истории и современном состоянии целительских искусств.

Невропатия крестцового сплетения.

Невропатия крестцового сплетения.

Невропатия крестцового сплетения

Самое крупное сплетение формируется под тазовой фасцией, располагаясь на передней поверхности грушевидной и копчиковой мышц сбоку от прямой кишки; в его состав входят передние ветви спинномозговых нервов L4 – S3. Отходящие от крестцового сплетения нервы направляются в большое седалищное отверстие, разделенное грушевидной мышцей на верхнее и нижнее.

В надгрушевидном отверстии располагается верхний ягодичный нерв, снабжающий малую и среднюю ягодичные мышцы и напрягатель широкой фасции бедра, в подгрушевидном — самый мощный нерв сплетения — седалищный, иннервирующий мышцы задней поверхности бедра, голени, стопы; задний кожный нерв бедра, нижневнутренний нерв седалища и нижний ягодичный нерв к большой ягодичной мышце.

Мелкие мышечные нервы к грушевидной, близнецовым и квадратной мышцам бедра выходят через большое седалищное отверстие, а через малое идет ветвь к внутренней запирательной мышце. От сплетения также отходят ветви к тазобедренному суставу.

Поражения крестцового сплетения чаще всего связаны с тяжелыми заболеваниями малого таза (рак матки, прямой кишки, реже доброкачественные опухоли), саркомой крестца, переломами костей таза, сакроилеитом или абсцессом малого таза. В клинической картине преобладают интенсивные боли симпаталгического характера в крестце и по задней поверхности ноги.

Развиваются слабость мышц тазового пояса, задней группы бедра, мышц голени и стопы, их атрофия. Выпадает ахиллов рефлекс. Гипестезия определяется на задней поверхности ягодицы, бедра, на голени и стопе, исключая внутреннюю часть голени. Пальпаторно отмечается болезненность в проекции грушевидной мышцы и ствола седалищного нерва. Нередко диагностической процедурой является пальцевое исследование органов малого таза через влагалище или прямую кишку.

Туннельная крестцовая плексопатия возникает при нейродистрофических и мышечно-тонических изменениях в грушевидной мышце, что приводит к стенозированию подгрушевидного пространства с компрессией находящегося в нем сосудисто-нервного пучка. Варианты строения грушевидной мышцы, положения в ней крестцового сплетения и его деления могут способствовать развитию плексопатии с вовлечением в процесс верхнего ягодичного нерва и мелких мышечных и суставных ветвей. Для заболевания, часто обусловленного поражением нижних поясничных и люмбосакрального дисков, характерны сильные жгучие боли в ягодице, иррадирующие в тазобедренный сустав и вниз по ноге вдоль седалищного нерва. Определяется резкая болезненность в проекции грушевидной мышцы при пальпации. Гиперестезия (или гиперестезия с элементами гиперпатии) может быть обнаружена в нижнемедиальных отделах ягодицы и по задней поверхности бедра и голени. Боль усиливается в положении сидя и при ходьбе. Нередко имеет место мышечная контрактура: нога полусогнута в тазобедренном и коленном суставе, слегка ротирована кнаружи. Хроническое течение заболевания приводит к появлению атрофии мышц ягодицы, подколенных мышц и мышц голени. Умеренно снижен ахиллов рефлекс. Как правило, выражены вегетативно-сосудистые рефлекторные нарушения на стороне поражения.

На уровне подгрушевидного пространства могут наблюдаться также изолированная невропатия заднего кожного нерва бедра с парестезиями и болями в нижнем отделе ягодицы, промежности, по задней поверхности бедра, подколенной ямки и верхних отделов голени, нижнеягодичная невропатия с глубинными болями в ягодице и гипотрофией большой ягодичной мышцей.

Тенсегрити!

Тенсегрити!


Тенсегрити — соединение путем натяжения.
Или как это бывает в теле…

Слово Тенсегрити было предложено архитектором, инженером, ученым Р. Бакминстером Фуллером.
Он описал Тенсегрити как комбинацию целостности напряжения (Tensegrity = tensional integrity) — сил, задействованных в структуре, которая сформирована завершенной сетью из твердых элементов, соединенных между собой растягивающимися, эластичными элементами, и где такая завершенность соединений придает структуре целостность. Благодааря эластичности этих связей, когда один элемент структуры сдвигается, сдвиг сообщается всей структуре, и все остальные элементы сдвигаются за ним, или адаптируются к новой конфигурации, поддаваясь этим сдвигам и не ломаясь.

Понятие тенсегрити используется также при объяснении процессов в биологических исследованиях (особенно в биологии клетки) и некоторых других современных отраслях знания, например, в исследованиях строения текстильных тканей, дизайне, исследованиях социальных структур, ансамблевой музыке и геодезии.

Именно по принципу Тенсегрити устроен каркас человеческого тела целиком и его отдельных частей.
В теле человека можно выделить несколько цепей. Задача поверхностных — выполнять амплитудные движения, задача глубоких — стабилизировать части тела в пространстве в момент совершения движения.

И так как эта связь механическая, то эти цепочки подчиняются законам биомеханики:
1.Если в цепи есть слабое звено (ингибированная мышца), то ослабляется вся линия. Другими словами, сила всей цепи зависит от силы самого слабого звена.
2. Если часть цепи зажата в укороченном состоянии, то тяга передается по цепи, создавая напряжение по всей линии действия тяги. И в том, и в другом случае мы получаем дисфункцию линии, это может ощущаться в слабости мышц, скованности или болезненности, а визуально диагностируется нарушением осанки.

Гравитация хоть и является самым слабым из числа всех фундаментальных взаимодействий, по своему влиянию является самым мощным. В условиях прямохождения на двух ногах, значение гравитационного отягощения Земли для человека увеличивается многократно. Есть даже мнение, что человеческий организм создан для других условий гравитационного отягощения и не приспособлен для земных. Но это не так, человеческий организм полностью приспособлен к условиям своего проживания. Но в процессе жизни возникают условия, которые человек сам создает и которые разрушают приспособительные механизмы и, в итоге, разрушают здоровье.
Применяя принцип тенсегрити эти механизмы восстанавливаются и с этим восстанавливается здоровье.
В более линейном, узко-специфическом выражении тенсегрити описывает взаимоотношения массы и веса тела.
Осмысляя тенсегрити через эти взаимоотношения, масса тела компенсируется его весом. Как бы это абсурдным не звучало, по факту это так и есть. Восстанавливая эти взаимоотношения, которые имеют вполне физически ощутимые параметры, восстанавливается здоровье. И восстанавливается не только опорно-двигательный аппарат, нарушения которого является наиболее распространенным в современных условиях жизни, но и такие нарушения, которые, кажется, лежат вообще вне отношений человека с гравитацией, это неврозы, нарушения психо-речевого развития, в какой-то степени нивелируются нарушения в социализации. Восстанавливая гармонию взаимоотношений человека и гравитации, изменяются в лучшую сторону другие аспекты жизнедеятельности, лежащие, как бы казалось, в стороне физического здоровья.

Основоположник остеопатии Э.Т. Стилл писал: «Откройте двери вашего самого чистого разума, повяжите пояс энергии и освободите гибнущий сосуд жизни. Выкиньте за борт все мертвые грузы фасций и пробудите силы выделительных органов. Позвольте нервам показать их силу, чтобы избавиться от всех грузов, которые снижают энергию природы. Дайте им возможность действовать, дайте им все питательные вещества, и победа будет за Мудрым Архитектором». (Стилл, 1899, 70). Писал, уверенный в присутствии в нашей жизни мудрости Великого Архитектора, создавшего совершенство человеческого организма. Тенсегрити – это попытка описать малую толику этой Мудрости через механизмы саморегуляции…
В новом тысячелетие анатомическую модель тенсегрети болеее простым языком объяснил нам Том Майерс. Так он довел до нас идею о фасциальном единстве. Том Майерс, автор книги «Анатомические поезда» и пропагандист важности фасциальной сети, часто использует эту модель для объяснения принципов работы с фасциями. Модель Тенсегрити стала отличной иллюстрацией для понимания принципов функционирования опорно-двигательного аппарата.

В анатомической модели Тенсегрити, кости выполняют роль палочек, а мышечно-фасциальные ткани — роль резиночек. Интересно в Тенсегрити то, что если привести в движение один из элементов, то ВСЕ остальные элементы будут реагировать на это. Благодаря эластичности связей, если один элемент структуры сдвигается, сдвиг сообщается всей структуре, и все остальные элементы сдвигаются за ним, или приспосабливаются к новой конфигурации, поддаваясь этим сдвигам и не ломаясь.
И, возвращаясь к телу, модель Тенсегрити хорошо иллюстрирует одинаковую важность для выстраивания тела ВСЕХ частей тела. Если хотя бы один элемент будет не на месте, вся остальная система должна будет это компенсировать. Таким образом, при выравнивании тела необходимо учитывать взаиморасположение большого числа элементов.

Важно также, что выравнивание – динамический процесс, его нельзя сделать один раз и навсегда. И для каждого человека в каждом упражнении/положении выравнивание будет уникальным процессом.

Ниже несколько мыслей о выравнивании тела.

При правильном выравнивании:

суставы поддерживаются в нейтральном положении, а значит, движение безопасно для сустава;
тело может легко начать движение и легко остановиться;
движение происходит плавно и контролируется;
мышцы работают эффективно, то есть каждая мышца включается в нужное время с минимальным достаточным усилием, а действие мышц антагонистов — сбалансированно.
Есть такое понятие «алертность», от английского «alert» в его значении “бдительность, готовность к действию». Так вот алертность – состояние собранности, подтянутости, бдительности, способности моментального перехода к активному действию, но при внутреннем спокойствии и отсутствии лишних напряжений. В моем понимании, хорошее выравнивание – как раз такое, алертное, положение тела.

Мы говорим о выравнивании, как в позе, так и в движении. Статическое выравнивание легче освоить, объяснить и контролировать. Динамическое – сложнее для осознания и обучения, но не менее важно.

В деталях:

Выравнивание позвоночника – основа выравнивание всего тела. Это то, что большинство людей называет «осанкой». В Пилатес часто можно услышать термин «нейтральное положение позвоночника». Под ним понимают изгибы позвоночника, естественные (анатомически оправданные) для данной позы. В нейтральном положении: силы, действующие на межпозвоночные суставы и диски, сбалансированы, и позвоночник – в безопасности.
При выравнивании таза также говорят о «нейтральном положении». Один из вариантов объяснения нейтрального положения таза в положении лежа на спине: расположить лобковый симфиз и верхние передние повздошные ости на одном уровне относительно пола. Однако имейте ввиду, что такое положение описывает нейтральное положение для «идеального» человека. Скелет каждого из нас уникалень, имеет свои индивидульные особенностями, поэтому лично для вас нейтральное положение может отличаться от нейтрального положения «идеального» человека.
При выравнивании ног мы смотрим на взаимное расположение стоп, коленей и тазобедренных суставов. Чаще всего нейтральным считается положение, при котором линии, проходящие через центр тазобедренного сустава, центр коленного сустава и второй палец стопы, на правой и левой ноге – параллельны друг другу.
При взаимном выравнивании головы, шеи и плеч важно обращать внимание на положение лопаток и должную степень их стабильности/мобильности. Лопатки должны поддерживать движения рук, быть подвижными и обеспечивать стабильную опору в зависимости от обстоятельств.
В позе или движении важно выравнивать тело по всем осям: смотрите на баланс левого и правого, передней и задней поверхности.
Выравнивайте тело в пространстве относительно пола или оборудования.
Обращайте внимание на детали, но при этом помните про Тенсегрити и общую картину. Например, переводя таз в нейтральную позицию, убедитесь в том, что грудная клетка и голова останутся в нужном положении.
Меняйте привычки постепенно. Если тело много лет было в совершенно не выровненной, с точки зрения Пилатес, позиции, то приучайте тело к новому положению мягко и с терпением.
И главное: нет перфекционизму! Идеально выравненного человека не существует в природе. Главное – получать удовольствие от занятий))
Наше тело – гениальное творение природы. И при правильном использовании (читайте – «выравнивании») оно может оставаться молодым и подвижным долгие годы. К сожалению, человек не всегда пользуется своим телом правильно. Почему? Самые частые причины этому – наш образ жизни и мыслей. Хорошая новость – многое из этого в нашей власти! ))

Люди испытывают сложности с выравниванием из-за:

Нарушений со стороны управления телом
В отличие от животных и детей, живущих в полном контакте со своим телом, взрослый человек часто живет «в голове». Для многих взрослых тело – просто «такси для мозга». Такие люди совершенно потеряли контакт с телесностью, плохо ощущают положение тела в пространстве и плохо контролируют свои движения.

Неврологические заболевания также могут влиять на контроль над телом.

Мышечного дисбаланса, связанного с образом жизни
В наши дни большинство людей двигается мало и однообразно, не используя весь возможный потенциал тела.

Мы пользуемся одной рукой, больше чем другой.

Наша профессиональная деятельность может приводить к перегрузке определенных мышц и областей. Результат – так называемые, профессиональные заболевания опорно-двигательного аппарата.

Мы ходим в обуви и почти всегда по ровной поверхности. От этого стопа не двигается так, как ей назначено природой. Являясь фундаментом для всего тела, стопа оказывает влияние на выравнивание всего тела.

Психосоматических причин
Наши психологические способы реакции на стресс закрепляются в теле определенной картиной мышечного тонуса. Александр Лоуэн, один из первых телесных психотерапевтов, говорил о «мышечном панцире» напряжений. Современные специалисты (например, Лизабет Марчел, основательница Бодинамики) говорят не только о перенапряжениях, но и о гипотонических областях, связанных с личной историей.

Генетических и наследственных факторов
Травм
Различных заболеваний
Выравнивайтесь! И будьте здоровы и алертны!